Деградация римского монетного
производства совпала с политическим и экономическим кризисом Западной
Римской империи в V в. н.э. После падения Рима денежное обращение окончательно
пришло в упадок. Захватчики использовали награбленные римские монеты, пока их
ресурс не был исчерпан, и многочисленные варварские королевства не столкнулись
с нехваткой денежных средств.
Приступив к чеканке собственных денег, варварские государства пытались копировать образцы римских и византийских монет. Из-за отставания уровня технического и эстетического развития завоевателей, первые монеты вестготов, лангобардов, франков и англосаксов были до крайней степени условны, грубы, примитивны и небрежно оформлены. Изображались стилизованные головы и фигуры людей, животные, абстрактный или растительный узор. Легенды первых монет чаще всего имитировали надписи римских денариев и представляли собой бессвязный набор литерообразных знаков, монограмм и аббревиатур. В условиях натурального хозяйства и политической раздробленности денежное дело было децентрализовано. Монеты нерегулярно чеканили разрозненные мастерские, выполняя заказ из казенного, монастырского или частного серебра. Единого денежного стандарта не было даже в отдельных королевствах, и монеты разного внешнего вида и веса затрудняли и без того примитивную внешнюю и внутреннюю торговлю.
Денарии VI-VII веков
Основатель новой династии Каролингов Пипин I Короткий (751-768) выпустил в обращение монеты нового образца - "novus denarius", или новый денарий. Именно при его правлении были предприняты первые попытки унификации выпускаемых монет. Монеты чеканились на тонком серебряном кружке весом около 1,5 грамм из высокопробного серебра. Эти монеты впоследствии послужили образцом для чеканки пфеннига в Германии, пенни – в Англии, денье – во Франции, а позднее и по всей Европе. При Каролингах новый денарий утверждается в качестве универсальной денежной единицы, которая отвечала потребностям слаборазвитой раннефеодальной торговли. Укрепление его престижа было связано с пробуждением хозяйственной жизни городов, ростом торговли. Но подъём торгово-денежного оборота и внешних экономических отношений требовал резко увеличить объём чеканки денег.
При правлении Карла Великого был выпущен более полновесный денарий весом примерно 2 грамма серебра, отчеканенный на основе более тяжелого «каролингского» фунта. Было решено выбивать 240 денариев из либры серебра. В те же годы монеты вернули себе политическую роль пропаганды королевской власти. Тогда же на монетах, помимо королевской монограммы, слова REX и христианских символов, размещались топонимы, аббревиатуры монетных дворов и имена лиц, отвечавших за чеканку монет. Легенды располагались по кругу, крестообразно, в одну или несколько строк. Из изображений наиболее характерны голова короля, крест, христограмма, стилизованный храм, портал, городские ворота, благословляющая рука, пастырский посох, орел, корабль и многое другое.
Денарии IX-XI веков
Наибольшее распространение средневекового денария начинается в XI веке. Эту монету начинают массово выпускать, прежде всего, в Германии и Англии. Первые денарии чеканились из полноценного серебра, тем самым они быстро завоевали доверие населения, и стали активно участвовать в торговых операциях на территории всей средневековой Европы. Но постепенно доля благородного металла в монете снижалась, пока в некоторых странах уже к XII веку денарий (денье) не стал биллонным. Порче подвергались как коронные, так и феодальные монеты. Поэтому курсовая стоимость монеты была везде разная и устанавливалась стихийно по договорному принципу на рынках и ярмарках. Полноценные денарии оседали у населения, а в обращении оставались монеты заниженного веса и пробы. Порчей монет занимались короли, светские и духовные феодалы, города, арендаторы монетных дворов, фальшивомонетчики.
Порчей монеты с целью дополнительной выгоды занимались и денежные дворы. Самым простым способом было ухудшение монетной стопы. Это когда вес монеты оставался неизменным, но за счёт увеличения в сплаве монеты лигатуры проба серебра понижалась. И из определенного количества серебра выбивалось большее количество монет, чем это полагалось по монетному уставу. Другой способ предполагал понижение веса самой монеты. Чтобы скрыть это, монетные мастера сохраняли привычный диаметр монетного кружка, а уменьшали только толщину монеты. Иногда даже, наоборот, для введения в заблуждение населения при уменьшении веса денария монету чеканили с ещё большим диаметром. Эта постоянная тенденция занижения веса и увеличения диаметра монеты привела в конце XII века к появлению таких монет, как широкие немецкие брактеаты.
В соответствии с требованиями рынка объём монетного производства в XII в. увеличился в несколько раз. Открывались новые монетные дворы, росло мастерство работников денежных цехов, совершенствовалось оборудование для чеканки денег. К тому же, увеличение количества монетных мастерских и интенсивность их работы поддерживалась за счёт популярной в те годы практики перечеканивать монету раз в несколько лет в связи с её быстрым износом. Часто массовую перечеканку старой монеты денежные дворы производили перед открытием больших торговых ярмарок. Для более дешёвой перечеканки в смысле денежных и временных затрат подходили брактеаты. Недолговечность этих монет компенсировалась простотой и высокой скоростью их чеканки. Т.е. эти монеты изначально выпускались на короткий срок обращения, в основном для удовлетворения нужд местного рынка. Как правило, для покрытия расходов на перечеканку, каждая переделка монеты сопровождалась небольшим понижением веса и пробы. Наибольшее распространение брактеаты получили в Германии, эти монеты ходили там наряду с традиционными денариями и оболами.
Средневековые
брактеаты
Брактеат представляет собой тончайшую
серебряную пластинку с односторонним чеканным изображением. На реверсе они
имеют вдавленный негативный рисунок лицевой стороны. Вес такой монеты
колеблется от 1 до 0,11 г. Максимальный ее диаметр достигает 45—51 мм,
минимальный— 12 мм.
Технология изготовления брактеатов постепенно упрощалась. Промежуточным типом монеты между двусторонним денарием и брактеатом является так называемый тонкий пфенниг, или полубрактеат. Этот тип монеты получился сам по себе. Вес в денарии постоянно уменьшался, а диаметр монеты оставался неизменным. Из-за этого кружок монеты стал настолько тонким, что изображения на аверсе и реверсе стали проступать на противоположных сторонах, тем самым искажая друг друга.
Выход был найден в односторонней чеканке. Из тонкого листа расплющенного металла вырезались круглые заготовки, необходимого веса. Чтобы монета, изготовленная из серебряной фольги, приобрела жесткость, способную держать форму, изображение на ней должно было иметь достаточно высокий рельеф. Прежде всего, для этого требовался штемпель, с глубоким рельефом изображения. Чтобы он не порвал заготовку во время чеканки, под кружок металла подкладывалась какая-нибудь податливая основа: свинец, олово, войлок или кожа. В результате получалась монета с очень объемным изображением, рисунок линий которого служил ребром жесткости, по возможности продлевая недолгий век брактеата.
Технология изготовления брактеатов постепенно упрощалась. Промежуточным типом монеты между двусторонним денарием и брактеатом является так называемый тонкий пфенниг, или полубрактеат. Этот тип монеты получился сам по себе. Вес в денарии постоянно уменьшался, а диаметр монеты оставался неизменным. Из-за этого кружок монеты стал настолько тонким, что изображения на аверсе и реверсе стали проступать на противоположных сторонах, тем самым искажая друг друга.
Выход был найден в односторонней чеканке. Из тонкого листа расплющенного металла вырезались круглые заготовки, необходимого веса. Чтобы монета, изготовленная из серебряной фольги, приобрела жесткость, способную держать форму, изображение на ней должно было иметь достаточно высокий рельеф. Прежде всего, для этого требовался штемпель, с глубоким рельефом изображения. Чтобы он не порвал заготовку во время чеканки, под кружок металла подкладывалась какая-нибудь податливая основа: свинец, олово, войлок или кожа. В результате получалась монета с очень объемным изображением, рисунок линий которого служил ребром жесткости, по возможности продлевая недолгий век брактеата.
Штемпель для чеканки брактеатов
Многие образцы этих самобытных монет стали превосходными шедеврами мелкой пластики романского стиля. Однако, со временем на смену изысканным композициям пришли незамысловатые и грубые изображения. Крайней степени деградация брактеатов достигла, когда для ускорения процесса их начали чеканить «пачками», т. е. когда под штемпель стали подкладывать сразу несколько заготовок.
Брактеаты изначально были тупиковой ветвью развития денег и с экономической, и технологической точки зрения. К середине 15 века они окончательно были вытеснены из обращения полновесными двусторонними монетами.
Средневековые фрески, изображающие мастеров за
изготовлением заготовок и чеканкой монет
(Собор св.Варвары, Кутна-Гора, Чехия)
(Собор св.Варвары, Кутна-Гора, Чехия)
В XIII веке монеты по-прежнему чеканились
вручную железными или стальными штемпелями. Для изготовления рисунка штемпеля
широко применялись заранее изготовленные пуансоны.
Благодаря росту мастерства художников и граверов, которые в большинстве своем были профессиональными ювелирами, заметно выросло качество оформления монет. Легенды приобрели опрятность, буквы утратили прежнюю угловатость и постепенно начали приобретать рисунок рукописных литер.
Сама же технология производства монет состояла из нескольких основных этапов:
1. Вначале необходимо было изготовить цаны. Для этого приготовлялся сплав серебра необходимой пробы и веса, который затем заливался в форму. Прямоугольный слиток серебра, для лучшей ковкости, отжигался в печи и поступал для изготовления пластин…
2. Слиток многократно отковывали и отжигали, пока он не приобретал нужную толщину. Затем пластину шлифовали и отбеливали.
3. Из листа серебра вырезались квадратные пластинки, которые затем обрезались по форме монеты, дополнительно юстировались, взвешивались и еще раз отжигались.
4. Пройдя все предыдущие этапы, готовые заготовки поступали на чеканку. Низкий рельеф рисунка и легенды не требовали разогревания монетной заготовки перед чеканкой, поэтому главным технологическим отличием средневекового производства монет от древнеримского можно считать холодную чеканку.
Благодаря росту мастерства художников и граверов, которые в большинстве своем были профессиональными ювелирами, заметно выросло качество оформления монет. Легенды приобрели опрятность, буквы утратили прежнюю угловатость и постепенно начали приобретать рисунок рукописных литер.
Сама же технология производства монет состояла из нескольких основных этапов:
1. Вначале необходимо было изготовить цаны. Для этого приготовлялся сплав серебра необходимой пробы и веса, который затем заливался в форму. Прямоугольный слиток серебра, для лучшей ковкости, отжигался в печи и поступал для изготовления пластин…
2. Слиток многократно отковывали и отжигали, пока он не приобретал нужную толщину. Затем пластину шлифовали и отбеливали.
3. Из листа серебра вырезались квадратные пластинки, которые затем обрезались по форме монеты, дополнительно юстировались, взвешивались и еще раз отжигались.
4. Пройдя все предыдущие этапы, готовые заготовки поступали на чеканку. Низкий рельеф рисунка и легенды не требовали разогревания монетной заготовки перед чеканкой, поэтому главным технологическим отличием средневекового производства монет от древнеримского можно считать холодную чеканку.
Железные штемпели монет Эдуарда I (1272-1307) и его серебряный
пенни, отчеканенный в Лондоне
Нижний штемпель имел острый шип, с помощью которого он надежно закреплялся в массивной деревянной колоде. На торец нижнего штемпеля накладывалась монетная заготовка, а сверху приставлялся верхний штемпель, который мастер держал в руке. Такой тип чеканки в немецкой литературе получил образное название «чеканка кулаком» (Pragen mit der Faust). Для производства даже небольшой монеты приходилось прикладывать значительные физические усилия. Из-за массовых тиражей и ручного туда был очень высок уровень мелкого брака. По причине усталости или невнимательности мастера, заготовка не всегда ложилась ровно на нижний штемпель, или заготовка соскальзывала при ударе, что было причиной смещенного изображения и нецентрованности огромного количества монет. Силы удара молотка иногда не хватало для прочеканки всех деталей монеты, по этой причине производилась повторная чеканка, при которой контуры рисунка и буквы обычно смещались по отношению к первому изображению.
Развитие внешней торговли всё больше увеличивало объёмы
торгово-денежного оборота. При этом постоянное падение веса и пробы денария в
XII веке привело к тому, что он превратился в мелкую разменную монету для
обслуживания мелкотоварного оборота местного рынка. Постепенно роль
международных денег стали играть серебряные слитки, различной пробы и веса, а
так же золотые монеты, которые продолжали чеканить отдельные страны:
византийские солиды (безанты), арабские динары, сицилийские августалы,
испанские мараведи.
Развитие внутренней и внешней торговли совсем не устраивало наличие в денежном обращении по сути единственной низкопробной и с очень низкой покупательской способностью монеты – денария. Увеличение объёма торговли вело к увеличению денежной массы, и обесцененный денарий приводил к громоздким суммам платежей и сильно мешал быстроте расчётов при торговых сделках. Наличие в денежном обращении нечастых золотых монет, наоборот, с очень высокой покупательской способностью, не решало проблем денежного рынка, остро нуждавшегося в ходячей монете, которая по покупательской способности была бы выше денария, но меньше стоимости золотых монет. В денежном обращении Европы сложилась ситуация, когда стало необходимо начать чеканку новых монет более крупных номиналов и стоимости, которые бы больше удовлетворяли потребности быстро развивающихся торгово-денежных отношений.
В условиях обесценивания денария, тормозящих внутреннюю и внешнюю торговлю, государства неоднократно предпринимали попытки вернуть доверие монете и повысить ее покупательную способность. Впервые серьезные шаги в этом направлении предпринял император Фридрих Барбаросса, определивший четкий вес и пробу миланского денария. Монета 660 пробы и весом около 0,8 грамма получила название «империал», по монограмме из букв «IPTR», обозначавшей титул Фридриха. Серебро в этих монетах было почти в 3 раза чище, чем в их венецианских или веронских собратьях, прозванных «пикколи» за свой маленький размер и низкую пробу. Завоевав временное доверие, новые монеты стали надежным региональным платежным средством.
Вдохновленные опытом Милана, многие итальянские города попытались создать у себя более надежную монету, чем испорченный неумелой денежной политикой денарий. В результате этих действий в 1172 году в Генуе появилась монета повышенной стоимости, - «denarius grossus» или сокращено - «grosso». Генуэзский «гроссо» равнялся четырем денариям и весил около полутора грамм. Этому типу монет предстояло заменить окончательно дискредитировавший себя в международной торговле денарий и на века стать основной денежной единицей Европе, наравне с золотым флорином.
Главной задачей новой эмиссии было повышение покупательной способности новой серебряной монеты, путем повышения содержания в монете чистого серебра. Поэтому первые гроссо весили почти так же, как и тонкий денарий. Но, вслед за Генуей, монеты не только высокой пробы, но и увеличенного веса начали чеканить во Флоренции, Сиене, Пизе и других итальянских городах.
Но первым полноценным грошем можно считать лишь монету, отчеканенную предположительно в 1202 году в Венеции. Новая монета из чистого серебра весила 2,2 грамма и равнялась двенадцати старым денариям. Именно венецианский метапан стал первой денежной единицей, использовавшейся в международной торговле после пятисотлетнего безраздельного господства денария.
Развитие внутренней и внешней торговли совсем не устраивало наличие в денежном обращении по сути единственной низкопробной и с очень низкой покупательской способностью монеты – денария. Увеличение объёма торговли вело к увеличению денежной массы, и обесцененный денарий приводил к громоздким суммам платежей и сильно мешал быстроте расчётов при торговых сделках. Наличие в денежном обращении нечастых золотых монет, наоборот, с очень высокой покупательской способностью, не решало проблем денежного рынка, остро нуждавшегося в ходячей монете, которая по покупательской способности была бы выше денария, но меньше стоимости золотых монет. В денежном обращении Европы сложилась ситуация, когда стало необходимо начать чеканку новых монет более крупных номиналов и стоимости, которые бы больше удовлетворяли потребности быстро развивающихся торгово-денежных отношений.
В условиях обесценивания денария, тормозящих внутреннюю и внешнюю торговлю, государства неоднократно предпринимали попытки вернуть доверие монете и повысить ее покупательную способность. Впервые серьезные шаги в этом направлении предпринял император Фридрих Барбаросса, определивший четкий вес и пробу миланского денария. Монета 660 пробы и весом около 0,8 грамма получила название «империал», по монограмме из букв «IPTR», обозначавшей титул Фридриха. Серебро в этих монетах было почти в 3 раза чище, чем в их венецианских или веронских собратьях, прозванных «пикколи» за свой маленький размер и низкую пробу. Завоевав временное доверие, новые монеты стали надежным региональным платежным средством.
Вдохновленные опытом Милана, многие итальянские города попытались создать у себя более надежную монету, чем испорченный неумелой денежной политикой денарий. В результате этих действий в 1172 году в Генуе появилась монета повышенной стоимости, - «denarius grossus» или сокращено - «grosso». Генуэзский «гроссо» равнялся четырем денариям и весил около полутора грамм. Этому типу монет предстояло заменить окончательно дискредитировавший себя в международной торговле денарий и на века стать основной денежной единицей Европе, наравне с золотым флорином.
Главной задачей новой эмиссии было повышение покупательной способности новой серебряной монеты, путем повышения содержания в монете чистого серебра. Поэтому первые гроссо весили почти так же, как и тонкий денарий. Но, вслед за Генуей, монеты не только высокой пробы, но и увеличенного веса начали чеканить во Флоренции, Сиене, Пизе и других итальянских городах.
Но первым полноценным грошем можно считать лишь монету, отчеканенную предположительно в 1202 году в Венеции. Новая монета из чистого серебра весила 2,2 грамма и равнялась двенадцати старым денариям. Именно венецианский метапан стал первой денежной единицей, использовавшейся в международной торговле после пятисотлетнего безраздельного господства денария.
Генуэзский и венецианский (матапан) гроссо
Начало широкому распространению новой крупной
монеты по Европейскому континенту положила денежная реформа короля Франции
Людовика IX, проведенная им 1266 году. По итальянскому образцу в городе Туре
была выпущена монета 958 пробы, состоящая из двенадцати денариев (денье) весом
4,22 грамма. Новый номинал получил название по месту чеканки - «gros tournois»
или турноз. Очень быстро эта монета завоевала признание во Франции и за ее
пределами, став не только образцом для прямого копирования и подражаний в
чеканке монет других государств, но и непосредственно участвовала в
международной торговле в качестве общепринятого платежного средства.
Расширение рынков и обесценивание денария явилось не единственной причиной появления крупного номинала в XIII веке. Вторым немаловажным фактором стало совершенствование горнорудного дела и появление новых рудников. Так, открытие в Богемии богатых серебром копий в Кутна Гора послужило толчком и сырьевой базой для чеканки одной из самых популярных монет позднего Средневековья – пражского гроша. В 1300 г. чешский король Вацлав II запретил оборот серебра в слитках, денариях и брактеатах, ограничив его использованием новой монеты 938 пробы и весом 3,7 грамма. Хотя новая монета и чеканилась в «промышленной столице» Богемии - Кутна Гора, название она унаследовала от пражской гривны. Успехом своей реформы Вацлав был обязан не только богатейшими запасами серебра, но и приглашенным итальянским банкирам, которые умело руководили эмиссией и обеспечили контроль государства над денежным рынком. Но даже без принудительных, и запретительных мер, новый номинал почти на 250 лет стал признанной волютой для многих стран Центральной и Восточной Европы.
Расширение рынков и обесценивание денария явилось не единственной причиной появления крупного номинала в XIII веке. Вторым немаловажным фактором стало совершенствование горнорудного дела и появление новых рудников. Так, открытие в Богемии богатых серебром копий в Кутна Гора послужило толчком и сырьевой базой для чеканки одной из самых популярных монет позднего Средневековья – пражского гроша. В 1300 г. чешский король Вацлав II запретил оборот серебра в слитках, денариях и брактеатах, ограничив его использованием новой монеты 938 пробы и весом 3,7 грамма. Хотя новая монета и чеканилась в «промышленной столице» Богемии - Кутна Гора, название она унаследовала от пражской гривны. Успехом своей реформы Вацлав был обязан не только богатейшими запасами серебра, но и приглашенным итальянским банкирам, которые умело руководили эмиссией и обеспечили контроль государства над денежным рынком. Но даже без принудительных, и запретительных мер, новый номинал почти на 250 лет стал признанной волютой для многих стран Центральной и Восточной Европы.
Гро турнуа (1266-1270) короля Людовика IX и Пражский грош
(1300-1305) короля Вацлава II
Новая чешская монета
заметно отличалась от раннесредневековых денариев и даже грошей других стран
своим изящным дизайном и мастерством изготовления штемпеля. Над внешним обликом
монеты работали итальянские минцмейстеры, которые руководили ещё и
непосредственно чеканкой. Но не смотря на то, что размер монеты заметно
увеличился, чеканка грошей по-прежнему производилось ручным способом
методом молоточного чекана.
Не претерпела заметного изменения и техника изготовления штемпеля, хотя мастера достигли в художественном отношении значительного прогресса. Виртуозное изготовление и использование пуансонов придавало рисунку острый, экспрессивный и законченный характер. Именно использование заранее заготовленных инструментов обеспечивало единообразие выпускаемой монетным двором продукции, следование единому рисунку и стилю. К тому же, этот инструмент значительно ускорял и удешевлял процесс изготовление монетных штемпелей в условиях трудоемкого ручного производства и массовой чеканки.
Не претерпела заметного изменения и техника изготовления штемпеля, хотя мастера достигли в художественном отношении значительного прогресса. Виртуозное изготовление и использование пуансонов придавало рисунку острый, экспрессивный и законченный характер. Именно использование заранее заготовленных инструментов обеспечивало единообразие выпускаемой монетным двором продукции, следование единому рисунку и стилю. К тому же, этот инструмент значительно ускорял и удешевлял процесс изготовление монетных штемпелей в условиях трудоемкого ручного производства и массовой чеканки.
Деталь гроша с изображением герба Богемии
При помощи простых инструментов мастера граверы изготавливали маленькие стальные пуансоны-литеры для большинства букв латинского алфавита, не уступающие по красоте лучшим каллиграфическим образцам того времени, но размером всего 2-3 миллиметра.
Две буквы «S», отчеканенные одним пуансоном, с характерным
дефектом
Используя сходство начертания некоторых букв, чеканщик штемпеля при помощи пуансона-основы изготавливал сразу несколько литер, тем самым экономя время и силы, не в ущерб общему стилю легенды.
Используя заготовленные пуансоны букв, мастера по предварительной разметке набивали на поверхности штемпеля зеркально отраженный текст легенды. Следы разметки по технологии убирались после финальной полировки торца штемпеля. Но когда эту процедуру пропускали, или линия разметки была слишком глубокой, на поверхности монеты оставались неубранные «строительные леса», которые портили внешний вид монеты.
Деталь легенды турноза со следами не удаленной разметки
Процесс создания монетного штемпеля был самым
сложным этапом производства монет. К его изготовлению допускались лишь опытные
мастера, члены гильдии граверов. Отслуживший свой срок инструмент, во избежание
несанкционированного использования, всегда уничтожался. А выходили штемпели из
строя очень быстро. Несмотря на использование закалки рабочей поверхности
штемпеля, она быстро изнашивалась: от неточной постановки инструмента ее края
скалывались или скруглялись, сминая рисунок, изображения быстро забивались и
теряли остроту. Штемпели изнашиваются не одновременно. Верхний штемпель всегда
выходил из строя быстрее, - на него приходились удары молотка, в результате
чего металл менял свои свойства, а инструмент деформировался: стержень штемпеля
постепенно раздувался и искривлялся, наверху стекающий от ударов металл
заворачивался, образуя широкую шляпку, мешающую мастеру видеть заготовку и
нижний штемпель. Сохранились точные технические данные о работе венецианского
монетного двора. По этим документам, верхний штемпель, использующийся для
изготовления гроша, до полного износа выдерживал примерно 17000 ударов, а
нижний штемпель - 36000 ударов. Учитывая, что венецианский монетный двор
изготавливал в среднем по 20000 монет в день, можно представить себе, как часто
при таких больших тиражах изнашивались и менялись штемпели.
Устройство французского монетного двора, гравюра XV века
Первые гроши, отличаясь высокой пробой, заслужили репутацию надежного платежного средства, и под разными названиями появились во всех странах Европы. Но по закону Коперника-Грешема «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие». Эта судьба постигла и грош, которому суждено было превратиться из самого крупного номинала в эквивалент самой мелкой монеты. Прогрессирующая порча гроша, которой не брезговали ни короли, ни мелкие чиновники, привела к тому, что уже в конце XV века назрела необходимость появления номинала, отвечавшего экономическим потребностям Нового времени.
Владимир Хомутов
Обалденная и интереснейшая статья! Спасибо Автору! Жду еще!!!!
ОтветитьУдалить